Дума продолжит формирование законов для цифровой экономики

Сергей Жигарев: Госдума продолжит формирование законодательных мер для развития цифровой экономики в России.

Об этом председатель Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству сообщил, подводя итоги первых двух лет работы Государственной Думы седьмого созыва. Парламентарий рассказал о приоритетных направлениях работы Комитета, одним из которых также является рассмотрение бюджета.

— По Вашему мнению, какие главные итоги работы Комитета за прошедшие два года?

— В активную работу Комитет по экономической политике и промышленности включился сразу после начала работы Государственной Думы 7 созыва. Комитет по экономической политике один из значимых в парламентской структуре. И один из самых многочисленных. Сегодня в нем работает 31 депутат, представители всех парламентских фракций. Например, за первые полгода работы нам удалось разобрать почти 50% «законодательных завалов», которые копились в Комитете с прошлых созывов. К моменту начала работы от предыдущих созывов к нам перешло порядка 200 законопроектов. Это законопроекты, которые вносились ещё в 2000-ых годах, некоторым из них более 10 лет. Госдума в парламентский сезон-2017 приняла ряд ключевых законопроектов, подготовленных Комитетом по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству которые будут иметь стратегическое значение для развития экономики.

Благодаря Комитету подготовлен и принят закон, расширяющий круг субъектов среднего бизнеса в сфере легкой промышленности. Благодаря принятию закона будет создана возможность для увеличения числа субъектов среднего предпринимательства, на которые будут распространяться меры государственной поддержки малого и среднего бизнеса в рамках госпрограмм. Мы разработали жесткие законодательные меры по борьбе с контрафактным алкоголем.

Принят закон, направленный на совершенствование государственного регулирования алкогольной продукции и на усиление контроля за производством и оборотом этилового спирта для производства спиртосодержащих лекарственных средств и медицинских изделий. Жесткие законодательные меры, станут эффективным барьером, препятствующим доступу контрафактной продукции на российский рынок. Также закон, регулирующий госзакупки фармацевтических ГУПов и МУПов. С его принятием муниципальные аптеки получили возможность закупать лекарственные средства по упрощенной процедуре, удалось сохранить конкурентоспособность государственных и муниципальных аптек и выполнить основную задачу муниципальных аптек  — обеспечение людей льготными препаратами и лекарствами по доступным ценам.

Принят целый ряд законов, упрощающих госзакупки юридических услуг для защиты интересов РФ в международных судах, закупки на территории иностранных государств, порядок госзакупок для детских домов и интернатов, закон о расширении свободной экономической зоны Крыма и «Свободного порта Владивосток». 

Парламентский сезон-2017-2018

В январе наш Комитет провел парламентские слушания «Особенности оформления трудовых отношений в цифровой экономике». На этих парламентских слушаниях я выступил в качестве модератора. Участие в слушаниях приняло более 150-ти человек. В том числе, руководитель фракции ЛДПР в ГД Владимир Жириновский. Представители федеральных министерств, профсоюзы, представители региональных парламентов, малого и среднего бизнеса. В наше время все больше государственных услуг граждане получают в электронной форме. Но в сфере трудовых отношений практика применения документов в электронном виде, в первую очередь, электронных трудовых договоров, широкого распространения пока не получила. Поскольку данный проект реализуется в рамках госпрограммы «Цифровая экономика», он был вынесен на публичное обсуждение. Считаю, что трудовые книжки, которые сегодня есть у каждого работающего человека, в том виде, в котором этот документ существует сегодня, это анахронизм. И перевод в электронный формат отношений между работодателем и работником значительно упростит процесс взаимодействия, он станет более удобным, понятным и простым. Бумажная трудовая книжка из нашей жизни исчезнет так же, как и дисковый телефон. Этот федеральный закон у нас может и должен появиться до конца этого года и именно эту «дорожную карту» мы обсудили на парламентских слушаниях, а процесс перевода бумажных трудовых книжек в электронный формат, как я надеюсь, займет не более пяти лет.

1. В феврале мы приняли решение о доработке закона о запрете рекламы на платежках ЖКХ. Я вошел в состав согласительной комиссии от Госдумы. В марте согласованный текст законопроекта был подготовлен.
2. В начале апреля при непосредственном участии Комитета по экономической политике были проведены два масштабных мероприятия – парламентские слушания «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в РФ: результаты, проблемы, перспективы» и круглый стол «Состояние и перспективы наноиндустрии в РФ». Главная идея, которую я донес до участников круглого стола то, что в регулировании высокотехнологичных отраслей экономики важно найти баланс. Регулирование должно быть рамочным. Необходимо работать над улучшением финансового климата в России для привлечения инвестиций. Но инвестиции это не только и не столько технологии. Это прежде всего люди, которые двигают прогресс вперед. И наша задача – создать комфортные условия для их работы и развития, а также возможности для их самореализации в России.
3. В мае Комитет очень тщательно работал над законопроектом по контрсанкциям. Напомню, что Комитет по экономполитике был исполнителем по данному закону. Отмечу, что за все время работы ГД при рассмотрении этого законопроекта было самое большое количество комитетов-соисполнителей. В третьем чтении ГД приняла этот закон 22 мая. При рассмотрении этого законопроекта из него были исключены упоминания конкретных отраслей, товаров и услуг, а сам перечень мер сокращен до 6 позиций. Этот законопроект вызвал широкий резонанс в обществе, и я еще раз говорю, что направлен этот законопроект не против наших граждан! Например, мы вообще ушли в законопроекте от упоминания каких-либо лекарств, препаратов и медицинского оборудования. Именно этот вопрос вызывал наиболее серьезные опасения у наших граждан.
4. Июнь стал одним из самых продуктивных месяцев. Перечислю лишь некоторые законопроекты, которые мы обсудили на Комитете в первом и втором чтениях: «законопроект о запрете на рекламу услуг по написанию квалификационных и научных работ» (первое чтение); законопроект об изменении в правовом регулировании отношений в сфере развития малого и среднего предпринимательства (первое чтение); законопроект о совершенствовании порядка процедуры аккредитации в нацсистеме аккредитации; законопроект разрещающий научным учреждениям осуществлять госзакупки у единственного поставщика (первое чтение); законопроект, совершенствующий систему профилактики аварийности в промышленности и ТЭК (второе чтение). Также один из важных законопроектов, рассмотренных Комитетом по экономполитике в первом чтении – наделение МФЦ правом консультирования по защите прав потребителей. Кроме этого, депутаты Госдумы приняли ряд законом, которые ранее рассматривал и предлагал наш Комитет: о товарных интернет-агрегаторах, закон о дополнении перечня оснований для обжалования решений уполномоченных органов в сфере градостроительной деятельности и ряд других.
  
— Какие приоритеты у Комитета в текущем созыве? (проработка качественных законопроектов, усиление взаимодействия с экспертным сообществом и т.д.)?

— Первое, и, безусловно, важное, это рассмотрение и принятие российского бюджета. Комитет отвечает за рассмотрение прогноза социально-экономического развития. Проект бюджета на ближайшие три года до октября будет внесен в Государственную Думу. Правительство при формировании бюджета учло основные негативные моменты –цены на нефть, санкции и другие внешние ограничения. Основным фактором развития нашей экономики в ближайшие годы будет внутренний спрос. Определен основной объем расходов на социальную сферу и развитие экономики. Второе. Обязательно будет продолжена работа над целым рядом законопроектов. Среди которых я могу выделить законопроекты по поддержке малого и среднего бизнеса, контрактной системы, защиты прав потребителей, развитию торговли и розничных рынков, поддержке особых экономических зон. Это часть нашей законотворческой работы. Продолжим работу по формированию законодательных мер для развития цифровой экономики в России и интеграции ее с цифровыми экономиками зарубежных стран.

— Какое достижение Комитета наиболее значимое (например, один из законопроектов, решение давно назревшей проблемы и т.д.)?

Я не могу выделить какой-то один или несколько наиболее значимых законопроектов. Но в качестве примера выделю законопроект №1113576-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части формирования механизмов увеличения доходов субъектов детско-юношеского спорта и субъектов профессионального спорта», № 623906-6 О внесении изменений в ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», (С 2019 года все процедуры, используемые при госзакупках, переводятся в электронную форму, ужесточается и регулирование закупок госкомпаний — им придется перевести все закупки у малого бизнеса на контролируемые государством торговые площадки. Работа над поправками к федеральном закону активно проводилась Комитетом по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству в течение весенней и осенней сессии 2017 года. Цель изменений — повысить прозрачность государственных закупок, расширить доступ малого и среднего предпринимательства к закупкам компаний с госучастием и стимулировать конкуренцию), № 734926-6 О внесении изменений в ФЗ «О промышленной безопасности и опасных промышленных объектов», № 126869-7 О внесении изменений в ФЗ «О защите прав потребителей», № 244938-7 О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социально-экономического развития Калининградской области.
 
— Какие планы на будущее у Комитета?

— Законодательные инициативы по контрактной системе, защита прав потребителей и юридических лиц, разработка цифрового законодательства, законодательных документов по робототехнике, искусственному интеллекту, беспилотному транспорту, взаимодействие с парламентами других стран через систему «Киберсекретарь». Нам необходимо заложить базовый фундамент в цифровое законодательство. Спектр вопросов, которые в планах для рассмотрения Комитетов по экономической политике очень широкий.  

— Чем работа Комитета в текущем созыве отличается от предыдущих созывов?

— До седьмого созыва в Государственной Думе среди прочих Комитетов было два отдельных: по экономике и промышленности. С начала работы парламента 7 созыва мы объединили эти Комитеты в один – Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству.

Источник