Не пускают играть с большими ребятами

Международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s подтвердило суверенный кредитный рейтинг России на уровне «BB+» с «позитивным» прогнозом.

«Положительный прогноз означает, что мы можем повысить наши рейтинги по России, если восстановление экономики продолжится, а ВВП на душу населения достигнет показателей, сопоставимых со странами с аналогичными уровнями развития», — говорится в сообщении.

На положительном решении по рейтингу также могут отразиться рост финансовой стабильности, проведение более сильной денежно-кредитной политики и устойчивое укрепление кредитной активности банковской системы, пишут СМИ.

По прогнозу S&P, реальный ВВП России в этом году повысится на 1,8%, со средними темпами роста в 2017-2020 года в 1,7 процента. Курс доллара к рублю на конец 2017 года будет на уровне 61 руб. за доллар, а в 2018 году составит 62 руб., прогнозирует агентство. При этом сообщается: «Российский банковский сектор нестабилен, что недавно продемонстрировало введение временной администрации в один из крупнейших частных банков. Вместе с тем, как нам представляется, фискальные и макроэкономические риски этого события ограничены, и мы видим некоторые признаки восстановления роста кредитования».

Рейтинговое агентство из «большой тройки» (Standatr&Poor’s, Fitch Ratings и Moody’s) успокаивает прямо как малышей в «Спокойной ночи»: проблемы в банковской сфере имеются, но они ограничены, а эксперты агентства разглядели даже признаки восстановления роста кредитования. Больше того, S&P обнадеживает: рейтинг может быть повышен в том случае, если тенденция к восстановлению экономического роста продолжится и рост ВВП на душу населения достигнет показателя, сопоставимого с показателем стран с аналогичным уровнем развития. Вторым условием является стабилизация финансового сектора, которая будет трансформироваться в рост кредитования.

Таким образом, при условии, что Россия будет поддерживать жесткие бюджетные показатели и сдерживать фискальные риски, ей будет открыт путь в комфортный клуб обладателей привлекательного инвестиционного рейтинга? Ага. Как бы не так.

Тут по всем правилам конструирования любого сюжета — и статья исключением не является — должны появиться слова «Однако» или «Вместе с тем»… Для интереса почтенной публики необходим конфликт. Раз необходим — получите.

Итак. Вместе с тем, создается стойкое ощущение, что Россию не пускают выше совсем не экономические показатели. Точнее, не совсем экономические, поскольку экономика — она везде, даже в утреннем звонке будильника.

Цитата из газеты «Ведомости»: «Единственная причина, по которой S&P не повышает рейтинг, – политическая ситуация, связанная с санкциями, уверен высокопоставленный чиновник. Агентство уже не знает, какие причины выдумать, чтобы не повышать рейтинг, доходит до смешного – естественно, ситуация с «Открытием» никак не может повлиять на макроэкономические показатели страны, возмущен чиновник».

Издание пишет: «Сами иностранные инвесторы охотно вкладываются в Россию, несмотря на неинвестиционность рейтинговых оценок и геополитический шум, заявил министр финансов Антон Силуанов. Их привлекает способность экономики адаптироваться, взвешенная бюджетная политика и зрелая макроэкономическая, перечислил он».

«По показателям бюджетной дисциплины, инфляции, по кредитно-денежной политике у России вполне мог бы быть инвестиционный рейтинг уже сейчас», – уверен профессор Высшей школы экономики, бывший замминистра финансов и бывший председатель совета директоров «МДМ банка» Олег Вьюгин. Однако…

Однако эксперты сходятся в одном: важнейшее значение в ближайшее время будет иметь возможное ужесточение санкций.

Главный экономист Альфа Банка Наталия Орлова согласна: основной фактор – санкции, они создают общий контекст ожидаемого ухудшения в российской экономике. И далее она вполне в духе информированного оптимиста (т.е. пессимиста) объясняет, что пока санкции будут присутствовать, никакого повышения инвестиционного рейтинга не будет.

Во-первых, отмечает Н.Орлова, ужесточение санкций может быть в любой момент. Во-вторых, хотя наша экономика адаптировалась к санкциям, устойчивого роста в ней пока не наблюдается. Благоприятный инвестиционный рейтинг и комфортные дешевые деньги нужны под рост, а он — опять же в любой момент — может быть поставлен под сомнение.

Повышение рейтинга могло бы вернуть Россию в число стран с евробондами инвестиционного класса, это понятно. Однако это — вот удивительно! — оказало бы слабое влияние на доходности суверенных бумаг. Сейчас российские евробонды торгуются с доходностями, близкими к доходностям облигаций стран с инвестиционным рейтингом. Что лишний раз сгущает брошенную тень на рейтинговое агентство.

Доходности суверенных еврооблигаций действительно близки к доходности бумаг стран с инвестиционным рейтингом, приводит газета мнение О.Вьюгина. Что касается корпоративного долга, изменение рейтинга окажет несильное влияние на этот рынок: основные российские заемщики – госкомпании – по большей части ушли с рынка из-за санкций, а частные компании, хотя и могут выходить на рынок, особым спросом не пользуются – инвесторы не рискуют покупать российский долг.

Какой вывод? Вывод простой: не видать нам рейтинга «ААА». Впрочем, как выясняется, без этого тоже можно жить. Надобно экономику поднимать.

Николай Телепнев

Источник