УМЕРЕННОСТЬ И УДЕРЖАНИЕ

Российская экономика в 2019-м все-таки будет расти, высказывают осторожные прогнозы некоторые аналитики. Однако этот едва ощутимый рост будет слишком зависим от своих «злейших врагов» — новых санкций и цен на топливо.

Российской экономике удалось вернуться к устойчивому росту после кризиса 2015–2016 годов, и все же на фоне резкого увеличения стоимости углеводородов за тот же период темпы роста выглядят достаточно скромными. Позитивная в целом динамика отражает еще не реализованный потенциал российского рынка и стремление государства диверсифицировать экономику, найти дополнительные источники дохода помимо нефти и газа.

Основным фактором роста российской экономики в 2019 году останется личное портребление домозяйств (50% ВВП). Ожидается, что его объемы будут расти, но достаточно медленно — как и экономика РФ в целом. Инфляция, вероятнее всего, останется умеренной и вряд ли выйдет за пределы прогноза Центрального банка, если не произойдет резкого удорожания топлива или продуктов питания (например, из-за новых санкций). Учитывая, что темп роста зарплат превышает темп роста производительности экономики, а инфляция прогнозируется на уровне 4%, Центробанк, считают эксперты, будет придерживаться осторожной политики. В то же время можно ожидать снижения темпов роста зарплат в госсекторе (на который приходится 28% рабочих мест) и пенсий.

Объемы инвестиций физических лиц, особенно иностранных, вряд ли будут расти на фоне санкций и геополитической напряженности.

Объем ненефтяного экспорта — в частности, минералов, древесины, зерновых и масличных культур, базовых и промежуточных промышленных продуктов, транспортного оборудования — вырастет меньше, чем объем импорта тех же категорий продукции, прогнозируют экономисты. Урожай ожидается ниже среднего, а продажи углеводородов могут стагнировать.

Характер налоговой политики правительства останется ограничительным. Бюджет на 2017–2019 годы предусматривает, что ненефтяной торговый дефицит должен снижаться на 1% ежегодно (9% ВВП в 2017). Дивиденды госкомпаний достигнут половины их прибыли, акцизы на табак и алкоголь вырастут, как и налог на добычу сырья. Правительство может смягчить бюджетное правило, чтобы направить больший процент прибыли от продажи углеводородов в Фонд национального благосостояния, размер которого в конце 2018 года достиг 7% от ВВП страны.

Ожидается, что профицит счета текущих операций платежного баланса РФ в 2019 году останется существенным благодаря значительному торговому профициту (10%ВВП в 2019 году), связанному с экспортом углеводородов (60% от общего объема российского экспорта). Если не принимать в расчет экспорт углеводородов, счет текущих операций и торговый баланс показывают негативные значения — дефицит 5% и 9% соответственно.

Несмотря на усилия государства, предпринимаемые в связи с санкциями, попытки импортозамещения имеют ограниченный успех. Дефицит финансового счета составляет 2% от ВВП. Российские физлица по-прежнему предпочитают вкладывать деньги в недвижимость и предприятия за рубежом, а для иностранных инвесторов российский рынок не слишком привлекателен.

Несмотря на удовлетворительные оценки РФ в рейтингах Doing Business и Global Competitiveness (77/100 и 66/100 соответственно) можно отметить, что институты страны не лишены недостатков.

Ответственность за достоверность данных — www.coface.ru. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статьи.

Бизнес-журнал | март | #3 2019

Источник