Автор: Ирина Степаненко, руководитель отдела мониторинга и рисков ФК «Содружество»
Факторинг становится все популярнее среди представителей малого и среднего бизнеса. Для небольших или недавно созданных компаний с ограниченным доступом к банковскому кредитованию факторинг ― возможность быстро получить деньги для пополнения оборотных средств. При этом более упрощенная схема финансирования привлекает не только реальный бизнес, но и мошенников, которые не прочь нажиться на набирающем популярность инструменте.
За более чем десятилетнюю практику, что мы предоставляем клиентам финансирование под уступку денежных требований в форме факторинга и цессии, мы видели разных клиентов. Всегда перед тем, как принять решение о финансировании или покупке долга, наши аналитики проверяют финансовое положение дебиторов и оценивают риск мошенничества.
Вот как выглядит классическая схема, по которой мошенники пытаются воспользоваться услугой. Имеется договор с дебитором, спецификация на большую сумму, УПД и другое. Клиент просит существенное финансирование. Во время звонка дебитору выясняется, что контракт только заключен, и никаких поставок еще не было и не планируется. Мошенник просто подделал печати на спецификации и на УПД с целью получить деньги под несуществующую сделку.
Предлагаем несколько советов, сформированных на основе нашей практики. Они помогут распознать мошенников на раннем этапе.
Выясните, по каким причинам клиент обратился за финансированием. Обратите внимание, на что именно ему нужны деньги: на следующую поставку или только чтобы начать бизнес. Узнайте, подписан ли договор факторинга или только планируется. Узнайте, почему должник не платит по договору, и какие отношения с должником (цессия). Любой конкретный прямой вопрос может сбить с толку потенциального мошенника, и он начнет путаться в своих словах.
На данном этапе мы также проверяем данные клиента: его номер телефона, e-mail, с которого ведется переписка. Были случаи, когда номер клиента оказывался в базах мошенников; был клиент, который вел переписку с зашифрованного электронного ящика и с заданным сроком жизни сообщений, в этих случаях для создания учетной записи не требуется личная информация. В итоге этот клиент оказался мошенником. Если бы мы перечислили ему деньги, никогда бы не нашли его. Когда у клиента нет корпоративного номера и почты, это очень настораживает.
Вас должно насторожить согласие клиента на любые условия.Такой случай у нас был: клиент обратился за факторингом (дебитором являлся филиал крупного иностранного производителя), в ходе беседы с нашим менеджером он согласился на продажу своей будущей дебиторской задолженности с дисконтом 50%.
То есть клиент мог подождать пару месяцев и получить от дебитора всю сумму, но решил продавать нам и потерять половину. Была проведена тщательная проверка, мошенничество подтвердилось ― никакой поставки вообще не было.
Допустим, клиент хочет продать долг с дисконтом 30% от номинала долга. В ходе анализа его дебитора мы понимаем, что дисконт 30% в данном конкретном случае очень рискован для нас и предлагаем дисконт 60%. Клиент, не раздумывая, соглашается на эти условия. С одной стороны, нас должно это порадовать, но с другой, мы более тщательно проверим долг и самого дебитора.
Оцените реальное рыночное положение контрагента и его бизнеса.
Здесь мы должны найти и оценить физическое присутствие контрагента: его торговые площади, производственные мощности, рынок сбыта продукции. На бумаге может быть расписано все что угодно. Нашей задачей является поиск подтверждения этому. Возможно, к вам обратится за факторингом клиент, который поставляет дебитору N продукцию на 20 млн руб в месяц. В ходе проверки мы не найдем подтверждения реальной деятельности дебитора, и, соответственно, запрашиваемые лимиты окажутся сильно завышены. Допускаю, что в данном случае может иметь место аффилированность.
Проверьте на аффилированность или сговор (скрытая аффилированность).
Проверка контрагентов на аффилированность ― один из первых пунктов нашего анализа. Однако бывает и скрытая аффилированность, то есть сговор клиента и дебитора с целью обмана фактора и завладение деньгами последнего. Клиент и дебитор заранее договариваются о фиктивных поставках, фальсифицируют дебиторку, подтверждают поставки. В данном случае необходим анализ всех взаимоотношений клиента и дебитора, запрос всех документов по договору, а также запрос номеров водителя и транспортной компании для подтверждения отправки товара (информация по транспортным накладным должна быть обязательно подтверждена транспортной компанией). Необходимо верифицировать поставки клиента дебитору рандомным образом, а также проводить верификацию у дебитора на месте. Если нет возможности непосредственно присутствовать при отгрузке, поставке или приемке, то помимо запроса документов, можно запросить, например, фото товара в момент отгрузки и доставки с датами и геолокацией.
Проверьте клиента на переуступку клиентом права требования по договору факторинга нескольким факторам.
В данном случае клиент совершает мошеннические действия. Чтобы себя от них обезопасить, необходимо в обязательном порядке самостоятельно отправить дебитору уведомление, а также подписать с ним допсоглашение на смену реквизитов. Может возникнуть ситуация, когда клиент сам отправляет уведомление дебитору, затем направляет новое письмо и указывает, что предыдущее было отправлено ошибочно. Таким образом, фактор будет считать, что дебитор надлежаще уведомлен, а на самом деле дебитор будет платить на реквизиты клиента в обход фактора.
Необходимо проверить соответствие документов на правильность оформления.При факторинге у клиента необходимо запрашивать дополнительные документы, помимо стандартных, предусмотренных договором. Например, полезным будет запросить:b) копию сертификатов на товар, которые финансирует фактор, иначе поставка может быть признана недействительной;Все это делается с целью обезопасить себя при возможном мошенничестве, ведь подделать множество документов сложнее, чем пару–тройку.
c) договор аренды помещения (в случае наличия арендуемого имущества).
a) копию лицензии на товар или услугу, в случае если деятельность компании подлежит обязательному лицензированию;
Бывали случаи, когда в договоре стоит одна дата, в акте сверки к этому договору ― другая, либо названия везде отличаются на одну букву или цифру. Подписи на документах отличаются. Также нужно обращать внимание на сопроводительные документы по поставкам. У нас был случай, когда товарная накладная была просто набрана в Excel. Это выяснилось при внимательном анализе документа — не был проставлен внутрисистемный код. Также в товарной накладной должны быть отметки о транспортировке груза, которая должна быть оформлена транспортной накладной (ТТН). В присланном документе ничего не было заполнено.