ЗАЧЕМ НУЖНЫ ДЕНЩИКИ

ЗАЧЕМ НУЖНЫ ДЕНЩИКИ

 

Полная уравниловка не полезнее кастового расслоения

Анатолий Вассерман

Публицистам платят не за погоню за новостями, как большинству журналистов, а за собственные размышления по их поводу. Поэтому в моём ЖЖ почти нет моих оригинальных текстов: размещаю в основном ссылки на заинтересовавшие меня материалы, а потом отслеживаю их обсуждения. Там хватает и самостоятельных мыслей, и поводов для моих рассуждений.

Кстати, LiveJournal — ЖизнеДневник — первоначально создан для дневников школьников Соединённых Государств Америки. Но там удачный формат как раз для бесед: каждая ветка геометрически отделена, так что сразу видно, кто кому на что отвечает (в отличие от большинства сетевых форумов, где всё выстроено в столбик). А после покупки ЖЖ бизнесменами из РФ почти устранена цензура, свирепствовавшая там ранее по законам государства Калифорния, где политкорректность давно зашкалила.

В начале июня разместил html-ссылку (https://awas1952.livejournal.com/10076236.) на несколько заметок (в том числе и мою давнюю статью) о подготовке в СССР в 1930–1940‑е годы конструкций и технологий промышленного жилищного строительства. Там, в частности, отмечено: промышленное в данном случае значит массовое. Чтобы окупилось строительство завода железобетонных изделий, этих самых изделий на нём нужно выпустить сотни тысяч, а на одну квартиру их идёт (в зависимости от конструкции) несколько десятков.

Первый в СССР завод ЖБИ построен в Москве в 1947–1948‑м годах, а уже в конце 1951‑го завершилось заселение первого квартала, построенного из его продукции (на Хорошёвском шоссе между улицами, ныне носящими имена Отто Вильхельмовича Куусинена (1881.10.04–1964.05.17) — видного финского и советского коммуниста — и Рихарда Густав-Вильхельм-Рихардовича Зорге (1895.10.16–1944.11.07) — легендарного разведчика СССР в Китае и Японии). Ещё пара лет ушла на проработку подробностей испытанной на этом квартале технологии строительного конвейера, когда специалисты, закончившие свою часть работы, переходят на соседнее здание, начатое чуть позже, и на передел власти среди лиц, принимающих решения на высшем в стране уровне. В итоге постановление о массовом жилищном строительстве подписали председатель совета министров СССР (1953.03.05–1955.02.08) Георгий Максимиллианович Маленков (1901.12.06–1988.01.14) и первый секретарь ЦК КПСС (1953.09.07–1964.10.14) Никита Сергеевич Хрущёв (1894.04.15–1971.09.11). Поскольку Хрущёв скоро «съел» Маленкова, да вдобавок активно требовал максимально удешевить новые квартиры, результат строительства остался в нашей истории как «хрущёвки», хотя как раз его участие в программе было минимально.

Один из участников обсуждения kallugin 2020.06.04 22:26:02 написал: «Да, смириться с тем, что Сталин строил сталинки (в основном — дома для Начальства), а Хрущёв — хрущёвки (дома для простых людей в массовом количестве) — это сложно. Должно было быть наоборот! Как так-то? И без ДСК и ЖБК дом премиум-класса по всем возможным параметрам затрат выйдет как несколько домов попроще. А народ в это время жил в подвалах, засыпушках и вообще где попало». А 2020.06.05 00:08:03 добавил: «Такой эксперимент поставили, сякой эксперимент поставили — молодцы. Это хорошо. Только жить где-то надо вот прям щас, а не к 1942 году, после серии экспериментов в 1936 году, 1938 году и 1940 году. «Товарищи, мы вас всех обязательно накормим, но потом. Сейчас идут эксперименты по здоровому питанию, и сегодня из всего коллектива в 3000 человек обедом номер 1 мы накормим фрезеровщика Иванова, обедом номер 2 — токаря Петрова, и обедом номер 3 — штамповщика Штольца. В следующем году одним из этих типов обедов, по результатам опытов, мы уже будем кормить всех. А чем это так вкусно пахнет с кухни? Это готовят фуа-гра для товарища директора». То есть сталинки строили, хорошо строили, до сих пор стоят, а для народа — готовились. Чтобы с низкого старта — но потом. А пока — только себе. Но потом — уже точно». Мы обменялись ещё несколькими репликами — в частности: kallugin написал 2020-06-06 06:09:55 «Да, сейчас может показаться, что разница жизни наркома и каменщика не такая уж и большая. Но только потому, что мало кто из современных людей представляет себе жизнь в «засыпушке» — без водопровода и с туалетом во дворе, с печным отоплением. Всей семьёй, с детишками. Коридорного типа. Нам кажется, что уж водопровод, унитаз, батарея тёплая — это по умолчанию. Или свой домик в деревне — меленький, но уютный. Увы… Жизнь в строительном вагончике, когда специальная машина вычищает раз в неделю биотуалет, есть электричество и прочие блага цивилизации, и лучше, и качественнее, и полезнее для здоровья»; awas1952 (прим. Ред.: — ник автора) 2020.06.06 19:38:55 «В описанных Вами засыпушках подолгу не жил, но бывать доводилось. Действительно тяжело. Потому и появились сразу после революции программы уплотнения дореволюционного элитного жилья, строительства бараков и т.п. Но возможности страны всё же ограничены. А если руководителей держать в таком же чёрном теле, как и подчинённых, то результат управленческих решений станет, мягко говоря, далёк от необходимого уровня».

Строго говоря, в моей одесской квартире, построенной в конце XIX века, до начала 1970‑х тоже было печное отопление, и только после прихода в город природного газа из восточных регионов появился водонагреватель с батареями, так что часть описанных оппонентом условий я испытывал пару десятилетий. Но мне куда интересней его слова про деликатесы. В советское время значительная часть руководителей и впрямь получала специальные пайки. Но «не от хорошей жизни». Так, нынешние жильцы легендарного Дома на Набережной, построенного в 1928–1931‑м годах для высокопоставленных руководителей, жалуются на крошечные кухни. Неужто мой земляк — уроженец Одессы — великий архитектор Борис Михайлович Иофан (1891.04.28–1976.03.11) просчитался? Нет. Просто жильцы этого дома (и мужья, и, как правило, жёны) работали столь напряжённо, что времени кулинарить не оставалось. Они разогревали доставленные из встроенной в дом фабрики-кухни готовые блюда (кто хотел изысков — мог их заказать на той же фабрике) и нарезали бутерброды из тех самых пайков. Руководители рангом пониже в те годы жили примерно так же. Стоявшая перед страной двуединая задача — внедрение высокопроизводительных методов организации сельского хозяйства и создание новых промышленных рабочих мест для высвобождаемых на селе людей — решалась так сложно, что и двадцати пяти часов в сутки не хватало. А ресурсы на всё дальнейшее появились только благодаря всем этим преобразованиям. Статистика, приведенная в статье «Экономические аспекты альтернатив СССР 1930‑х годов» (http://alternathistory.com/ekonomicheskie-aspekty-alternativ-sssr-1930-h-godov/), показывает: от конца строительства Дома на Набережной до начала Великой Отечественной войны хозяйство СССР выросло на порядок.

Правда, kallugin 2020.06.05 06:42:25 отметил: «Эксперименты — это хорошо. Возможности массового строительства отсутствовали — это плохо. Однако начальство для себя, любимых, сталинки построило — это тоже объективная реальность. Столовая маленькая, продуктов мало, поэтому рабочие питаются отваром из берёзовой коры, а директору — фуа-гра. Нет, это не капитализм и не Белое Конго — это бесклассовое общество, социализм, равенство и никакой эксплуатации с изъятием прибавочной стоимости в пользу привилегированных слоёв». Вроде логично. Только к тому моменту в стране уже знали, что бывает, если — как мечтал Карл Хайнрихович Маркс (1818.05.05–1883.03.14) — руководителей держать в тех же условиях, что и работников попроще.

В имперское время в России (как и в других развитых тогда странах) каждому офицеру полагался солдат в качестве слуги, проводящего с ним весь день. После революции денщиков упразднили как пережиток феодализма, но вскоре их пришлось вводить под иными названиями вроде ординарца. Ведь время командира — дефицит: если его тратить на самообслуживание, задачи поважнее будут решаться хуже.

Класс — место в общественном разделении труда. В обозримом будущем труд останется сложно структурированным. И оплата его участников — хоть деньгами, хоть жильём — ещё долго не уравняется.

Источник