В России по-прежнему не приживаются капиталоемкие образовательные стартапы или «единороги». Фото: iStock
Это показал последний отчет мировой аналитической компании Holon IQ. А лидеры рынка EdTech — образовательных технологий и спикеры EdCrunch — крупнейшей в Европе образовательной конференции рассказали почему. Присутствие "единорогов" — стартапов, которые оцениваются более чем в миллиард долларов — один из признаков эффективности национальной инновационной системы.
По данным на ноябрь 2021 года, в мире действует 32 EdTech-"единорога". Их потенциал оценивается в 95 миллиардов долларов.
Больше всего "единорогов" — 15 — работают в США, восемь — в Китае. При этом в странах БРИКС, сопоставимых с Россией по экономическому развитию, есть признанные в мире "единороги". В Бразилии 14 таких стартапов, в Индии — пять, в ЮАР — два.
Одна из главных причин медленного развития капиталоемких образовательных стартапов в России, — их последовательное дистанцирование от формальной системы образования, отмечает Михаил Свердлов, директор по развитию в онлайн-университете рентабельного образования Skypro, завкафедрой в Институте образования НИУ ВШЭ.
В мире действует 32 "единорога" в сфере образования. Больше всего в США и Китае. В России ни одного
"Это длительный процесс, от которого не стоит ожидать результатов сразу. Например, есть поручение президента перевести российское образование на государственные IT-ресурсы к 2023 году. Это во многом изменит работу игроков рынка дополнительного детского образования".
Своей версией отсутствия "единорогов" делится Максим Спиридонов, венчурный инвестор и серийный технологический предприниматель: "Работая на российском рынке, вы попадаете в усеченный сегмент. Поэтому история с экспортом рынка EdTech набирает обороты. Те, кто отточили экспертизу в России, могут воспроизводить ее в большем масштабе".
Примерно 80 процентов EdTech-компаний вышли или планируют выйти за рубеж. "На первый взгляд это можно назвать экспортом российского образования. Но только в том случае, если бы это происходило вместе с развитием проектов внутри страны", — отмечает Александр Ларьяновский, управляющий партнер крупнейшей российской онлайн-школы обучения английскому языку Skyeng.
Инвестиционные риски тоже присутствуют: для компаний, зарегистрированных в России, затруднен доступ к ряду международных инвестиционных фондов. Михаил Свердлов напомнил об отсутствии инструментов для финансирования учеников рынка EdTech: "В вузах есть бюджетные места, отсрочка от армии и льготные кредиты. Желающим взять кредит на допобразование банки часто отказывают".
Проблемы и перспективы рынка EdTech в России и мире — одна из главных тем крупнейшей в Европе образовательной конференции EdCrunch Glocal, которая пройдет 7 и 8 декабря. Участников ждут более 100 увлекательных дискуссий, мастер-классов и сессий.