Игорь Артемьев, глава ФАС России
Статистика хорошо иллюстрирует тенденцию последних лет. В 2016 году ФАС России возбудила 692 дела об антиконкурентных соглашениях, из них — 330 дел о картелях.
Это на 18% больше, чем в 2015 году. При этом более 80% дел по картелям составляют сговоры на торгах (298 дел), что почти на 30% больше, чем в 2015 году (232 дела).
Что касается последних данных, только за первое полугодие 2017 года ФАС России удалось выявить 205 картелей, что на 20% больше по сравнению с 2016-м.
Последние два года отмечается многократный рост числа выявленных сговоров на торгах на рынках поставок лекарственных средств и изделий медицинского назначения, сектор государственных закупок на которых составляет более 30%. И сегодня деятельность картелей, созданных с целью поддержания цен на торгах по государственным закупкам медикаментов и изделий медицинского назначения, зафиксирована на территории 82 субъектов РФ при проведении более 6000 открытых аукционов в электронной форме на общую сумму начальных цен контрактов более 23,2 млрд рублей.
Картели оказывают крайне негативное влияние не только на сектор государственных закупок, но и на товарные рынки в масштабах отдельных субъектов Российской Федерации и страны в целом.
Также в июне 2016 года ФАС России признала производителей нефтепогружного кабеля — ООО «Камский кабель», ОАО «РОССКАТ», АО «Кабельный завод «Кавказкабель», ООО «Холдинг Кабельный Альянс», АО «Уралкабель», АО «Сибкабель» — виновными в заключении и реализации антиконкурентного соглашения, предусматривавшего раздел рынка реализации нефтепогружного кабеля (за исключением высокотемпературного) в 2014–2015 гг. с закреплением за каждой организацией-участником соглашения примерной доли на этом рынке, а также об отказе от конкурентного способа определения цены на продукцию.
Это один из крупнейших картелей, действовавших на товарных рынках, выявленных Федеральной антимонопольной службой. Его деятельность охватила всю страну, пострадали крупнейшие нефтедобывающие компании, что привело к удорожанию нефтедобычи в Российской Федерации. В настоящее время участники картеля привлечены к административной ответственности в виде оборотного штрафа от 1 840 243 руб. до 113 365 113 руб. (в сумме более 250 млн рублей). Кроме того, по нашим материалам ГУ МВД России по г. Москве возбудило уголовное дело по пункту «в» части 2 статьи 178 Уголовного кодекса Российской Федерации.
При этом в свете развития цифровой экономики, картели вышли на новый уровень.
Участники картелей используют инструменты, обеспечивающие автоматизированное участие компаний в аукционе (с помощью аукционных роботов). При создании аукционных роботов компании, вступившие в сговор, могут программировать лимиты снижения цен в диапазоне от 0,5% до 1% от начальной цены контракта в зависимости от того, кто из них должен выиграть аукцион. С такими признаками прошли более 2000 электронных аукционов. Общая сумма контрактов, заключенных с признаками сговоров на торгах с использованием аукционных роботов, уже составляет более 500 млн рублей. К примеру, в настоящий момент Федеральной антимонопольной службой рассматривается дело в отношении ООО «ВАЛИРИЯ» и ООО «Эгамед», которые применяли роботов для установки и поддержания цен на торгах на поставку расходных материалов для проведения операций коронарографии и стентирования в СПб ГБУЗ «Городская больница No 40».
Кроме роботов существуют программы-алгоритмы, которые также способны нарушать антимонопольное законодательство. Так, ФАС России возбудила дело в отношении ООО
«ЛГ Электроникс Рус» по признакам незаконной координации экономической деятельности реселлеров смартфонов LG с использованием ценового алгоритма, который использовался для контроля за ценообразованием, «выравнивания» цен на рынке и отслеживания отклонений цен у конкурентов.
Учитывая особую опасность картелей для экономики страны и их «цифровизацию», Правительство РФ одобрило идею создания так называемого пятого антимонопольного пакета законов.
В их числе — определение соотношения прав на интеллектуальную собственность и антимонопольного регулирования, законодательное определение антимонопольного комплаенса и последствий его добросовестного применения, введение «параллельного» импорта, создание системы коллективных исков и возмещения ущерба, изменение стратегии тарифного регулирования и, наконец, упразднение морально устаревшего закона «О естественных монополиях».
Нужно ужесточить административную ответственность за картельные рецидивы, повысить вдвое пороговые значения дохода и ущерба для уголовной ответственности за картели, увеличить срок давности по антимонопольным делам о картелях и т. п.
Кроме того, мы предлагаем создать специальный реестр, по аналогии с реестром недобросовестных поставщиков, куда будут включаться сведения об участниках картелей. Таким образом, состоящие в нем хозяйствующие субъекты не смогут принимать участие в государственных закупках.
Telegram-канал «Федерального Бизнес Журнала» — @bizmag_online