Развитие капитализма в современной России началось еще в советские времена. Условно для промышленности точкой отсчета можно считать 1970 год (Фиат в Тольятти), для массового потребителя 1980-й (Адидас и Пепси-Кола на Олимпиаде), для сферы услуг 1990-й (Макдональдс в Москве). И все это время капитализм воспринимался как нечто пришлое, красивое, но чужое. У нас самих в силу специфики политической системы и состояния промытых ею мозгов дело дальше цеховиков и фарцовщиков (соблазнительных, но порицаемых) долгое время не продвигалось. Фото: Егор Алеев/фотохост-агентство ТАСС
Открывшаяся миру современная Россия изначально входила в капитализм главным образом своим ненасытным рынком сбыта и своей дешевой и не сильно квалифицированной рабочей силой для локализуемых здесь западных производств. Другого нам предложить было нечего. Ни конкурентоспособных технологий (гражданских, не военных), ни собственного производственного опыта, ни мер поддержки отечественного предпринимательства, ни сбытовых сетей тогда, тридцать лет назад, не было и в помине.
Этой ситуацией с удовольствием воспользовались более продвинутые на тот момент западные компании. Сейчас надо признать, что делалось это все не ради благотворительности, а в коммерческих целях, одной из которых на поверку оказалось сдерживание российских конкурентов во всех без исключения нишах, которые тогда достались этим западникам практически без усилий. И не следует их винить, бизнес есть бизнес.
Только нашему бизнесу от этого легче не стало. И еще долго было бы нелегко, хотя за это время в России произошли колоссальные сдвиги с точки зрения как развития бизнес-законодательства, так и наработки собственных технологий уже в гражданской сфере, а главное — состояния мозгов людей, занимающихся предпринимательством. Сейчас Россия полностью готова к рыночным отношениям и свободной конкуренции. Но рынок оказался занятым теми, кто пришел на него раньше и кто не собирался его никому уступать. Конкуренции не наступило.
Нынешняя ситуация — из разряда "не было бы счастья, да несчастье помогло". Все те ниши, которые освобождаются западными компаниями, уходящими из России, прибыльны с точки зрения бизнеса. Недобросовестной конкуренции становится на порядок меньше. За все годы развития капитализма в современной России впервые появляется реальная возможность зарабатывать самим, а не бесконечно делиться прибылью с внешними партнерами.
Это уникальное время. Время того самого экономического прорыва, на который мы все рассчитывали тридцать лет назад, но который заставил себя ждать. Очень многое зависит от действий власти. Нынешние меры поддержки отечественного производителя масштабны, но пока они по понятным причинам носят мобилизационный характер. Впереди — время апробации этих мер на практике. Уверен, что они себя оправдают, а значит — останутся в реальной жизни. И это хорошая новость — как минимум для отечественного бизнеса. А как максимум — для всей нашей страны. Тем более что реальных перспективных партнеров в других частях света, кроме западной, более чем достаточно. Иллюзии остались в прошлом. Будем развиваться и будем конкурировать на равных, а не "в порядке, основанном на правилах". В добрый путь, реальный российский бизнес. Вы все можете и у вас впервые есть все шансы.
Источник: аккаунт российского сенатора Константина Косачева в Telegram.