Несмотря на давление европейских властей, иностранные производители продуктов не торопятся покидать российский рынок. Открыто отказаться решаются немногие — себе же хуже. Другие молча продолжают выпускать хлеб, напитки и другую продукцию, на публику демонстрируя попытки избавиться от российских активов. Фото: Артур Лебедев/ РИА Новости
С предложением купить российский бизнес к участникам рынка обратился финский хлебопекарный холдинг Fazer, сообщили "РГ" представители нескольких компаний. Fazer объявил об уходе с российского рынка еще в начале марта, пообещав разработать план по выходу с сохранением деятельности и рабочих мест. Потом компания поменяла название с ООО "Фацер" на ООО "Хлебный дом", пояснив, что это необходимо для передачи бизнеса новому владельцу.
"Процесс выхода (с российского рынка. — Прим. ред.) сложен, и на данный момент единственной возможностью уйти с рынка является либо продажа местной компании, либо передача операций местной стороне", — заявляли в Fazer в конце марта.
ООО "Фацер" уже сменило название на ООО "Хлебный дом". В компании заявили, что это необходимо для передачи бизнеса новому владельцу
Продажа компании в такой ситуации является оптимальным способом покинуть рынок, считает член Ассоциации юристов России Мария Спиридонова. Это позволит предприятию сохранить наработанный капитал, а также получить дополнительную прибыль со сделки. Кроме того, в этом случае производственный комплекс сможет продолжить свою работу без приостановки с последующими потерями.
Интерес к покупке российского бизнеса Fazer уже проявила корпорация "Био-тон". "Нам интересны активы Fazer с точки зрения развития цепочки от поля до прилавка. Однако для нас критически важна юридическая чистота сделки. Пока мы ее не видим. По мере развития ситуации мы готовы участвовать в тендере и, думаю, предложим конкурентоспособную цену", — рассказал председатель совета директоров "Био-тон" Эдуард Зернин.
Он уточнил, что Fazer предлагает рассчитаться в евро. Но международные валютные переводы на данный момент не действуют, напоминает Мария Спиридонова. Поэтому могут возникнуть проблемы с выводом средств.
Очевидно, что покидать "насиженный" прибыльный рынок иностранному бизнесу не хочется. По данным Fazer, в Санкт-Петербурге компания занимает 38% рынка, в Москве — 13%. В российском подразделении трудятся 2,4 тыс. сотрудников. Оборот Fazer в России в прошлом году составил 157 млн евро — это 13% продаж компании. При этом в январе продажи выросли на 20,4%. В Санкт-Петербурге у компании три пекарни и 5 тыс. торговых точек, где продается продукция Fazer, в Москве — одна пекарня, продукция присутствует в более чем 8 тыс. точках.
Fazer — одна из 1380 индустриальных хлебопекарных компаний, которые работают на территории России, отмечает президент Российского союза пекарей Алексей Лялин. Если финский холдинг уйдет с рынка, хлеб в магазинах не исчезнет: освободившуюся нишу легко займет, например, ведущий российский производитель ГК "Каравай" (Санкт-Петербург).