ДОСКОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

ДОСКОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

ДОСКОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Автор: Ирина Степаненко, руководитель отдела мониторинга и рисков ФК «Содружество»

Факторинг становится все популярнее среди представителей малого и среднего бизнеса. Для небольших или недавно созданных компаний с ограниченным доступом к банковскому кредитованию факторинг ― возможность быстро получить деньги для пополнения оборотных средств. При этом более упрощенная схема финансирования привлекает не только реальный бизнес, но и мошенников, которые не прочь нажиться на набирающем популярность инструменте.

За более чем десятилетнюю практику, что мы предоставляем клиентам финансирование под уступку денежных требований в форме факторинга и цессии, мы видели разных клиентов. Всегда перед тем, как принять решение о финансировании или покупке долга, наши аналитики проверяют финансовое положение дебиторов и оценивают риск мошенничества.

 

Вот как выглядит классическая схема, по которой мошенники пытаются воспользоваться услугой. Имеется договор с дебитором, спецификация на большую сумму, УПД и другое. Клиент просит существенное финансирование. Во время звонка дебитору выясняется, что контракт только заключен, и никаких поставок еще не было и не планируется. Мошенник просто подделал печати на спецификации и на УПД с целью получить деньги под несуществующую сделку.

Предлагаем несколько советов, сформированных на основе нашей практики. Они помогут распознать мошенников на раннем этапе.

  • Выясните, по каким причинам клиент обратился за финансированием. Обратите внимание, на что именно ему нужны деньги: на следующую поставку или только чтобы начать бизнес. Узнайте, подписан ли договор факторинга или только планируется. Узнайте, почему должник не платит по договору, и какие отношения с должником (цессия). Любой конкретный прямой вопрос может сбить с толку потенциального мошенника, и он начнет путаться в своих словах.
  • На данном этапе мы также проверяем данные клиента: его номер телефона, e-mail, с которого ведется переписка. Были случаи, когда номер клиента оказывался в базах мошенников; был клиент, который вел переписку с зашифрованного электронного ящика и с заданным сроком жизни сообщений, в этих случаях для создания учетной записи не требуется личная информация. В итоге этот клиент оказался мошенником. Если бы мы перечислили ему деньги, никогда бы не нашли его. Когда у клиента нет корпоративного номера и почты, это очень настораживает.

  • Вас должно насторожить согласие клиента на любые условия.Такой случай у нас был: клиент обратился за факторингом (дебитором являлся филиал крупного иностранного производителя), в ходе беседы с нашим менеджером он согласился на продажу своей будущей дебиторской задолженности с дисконтом 50%.
  • То есть клиент мог подождать пару месяцев и получить от дебитора всю сумму, но решил продавать нам и потерять половину. Была проведена тщательная проверка, мошенничество подтвердилось ― никакой поставки вообще не было.
  • Допустим, клиент хочет продать долг с дисконтом 30% от номинала долга. В ходе анализа его дебитора мы понимаем, что дисконт 30% в данном конкретном случае очень рискован для нас и предлагаем дисконт 60%. Клиент, не раздумывая, соглашается на эти условия. С одной стороны, нас должно это порадовать, но с другой, мы более тщательно проверим долг и самого дебитора.
  • Оцените реальное рыночное положение контрагента и его бизнеса.
  • Здесь мы должны найти и оценить физическое присутствие контрагента: его торговые площади, производственные мощности, рынок сбыта продукции. На бумаге может быть расписано все что угодно. Нашей задачей является поиск подтверждения этому. Возможно, к вам обратится за факторингом клиент, который поставляет дебитору N продукцию на 20 млн руб в месяц. В ходе проверки мы не найдем подтверждения реальной деятельности дебитора, и, соответственно, запрашиваемые лимиты окажутся сильно завышены. Допускаю, что в данном случае может иметь место аффилированность.
  • Проверьте на аффилированность или сговор (скрытая аффилированность).
  • Проверка контрагентов на аффилированность ― один из первых пунктов нашего анализа. Однако бывает и скрытая аффилированность, то есть сговор клиента и дебитора с целью обмана фактора и завладение деньгами последнего. Клиент и дебитор заранее договариваются о фиктивных поставках, фальсифицируют дебиторку, подтверждают поставки. В данном случае необходим анализ всех взаимоотношений клиента и дебитора, запрос всех документов по договору, а также запрос номеров водителя и транспортной компании для подтверждения отправки товара (информация по транспортным накладным должна быть обязательно подтверждена транспортной компанией). Необходимо верифицировать поставки клиента дебитору рандомным образом, а также проводить верификацию у дебитора на месте. Если нет возможности непосредственно присутствовать при отгрузке, поставке или приемке, то помимо запроса документов, можно запросить, например, фото товара в момент отгрузки и доставки с датами и геолокацией.
  • Проверьте клиента на переуступку клиентом права требования по договору факторинга нескольким факторам.
  • В данном случае клиент совершает мошеннические действия. Чтобы себя от них обезопасить, необходимо в обязательном порядке самостоятельно отправить дебитору уведомление, а также подписать с ним допсоглашение на смену реквизитов. Может возникнуть ситуация, когда клиент сам отправляет уведомление дебитору, затем направляет новое письмо и указывает, что предыдущее было отправлено ошибочно. Таким образом, фактор будет считать, что дебитор надлежаще уведомлен, а на самом деле дебитор будет платить на реквизиты клиента в обход фактора.
  • Необходимо проверить соответствие документов на правильность оформления.При факторинге у клиента необходимо запрашивать дополнительные документы, помимо стандартных, предусмотренных договором. Например, полезным будет запросить:b) копию сертификатов на товар, которые финансирует фактор, иначе поставка может быть признана недействительной;Все это делается с целью обезопасить себя при возможном мошенничестве, ведь подделать множество документов сложнее, чем пару–тройку.
  • c) договор аренды помещения (в случае наличия арендуемого имущества).
  • a) копию лицензии на товар или услугу, в случае если деятельность компании подлежит обязательному лицензированию;
  • Бывали случаи, когда в договоре стоит одна дата, в акте сверки к этому договору ― другая, либо названия везде отличаются на одну букву или цифру. Подписи на документах отличаются. Также нужно обращать внимание на сопроводительные документы по поставкам. У нас был случай, когда товарная накладная была просто набрана в Excel. Это выяснилось при внимательном анализе документа — не был проставлен внутрисистемный код. Также в товарной накладной должны быть отметки о транспортировке груза, которая должна быть оформлена транспортной накладной (ТТН). В присланном документе ничего не было заполнено.
  • Источник