Отношения России и Китая исторически принято условно считать дружественными:
в них присутствует взаимный интерес во многих отраслях, относительно небольшое количество разногласий и совпадение геополитических взглядов.
С 2006 года Китай и Россия последовательно проводят тематические мероприятия национального уровня, такие как Национальный год, Год языков, Год туризма, Год дружественного обмена молодежью и Год обмена СМИ, создавая полноценную модель гуманитарного сотрудничества и платформу для выгодного взаимодействия. Действительно, и для России, и для Китая подобная модель ведения стратегического партнерства играет не последнюю роль.
Текущий 2018 год объявлен годом сотрудничества и обмена опытом, направлен на запуск нового этапа межгосударственного сотрудничества. В этом плане взаимодействие в области экономики, торговли, культуры, образования и туризма дополняет друг друга и имеет большой потенциал для развития обеих стран.
Однако в любых подобных отношениях ключевыми являются те самые условности и факторы, которые и объясняют дружбу и глубокое взаимопонимание между странами. Стоит признать, что спустя почти 30 лет непрерывного экономического роста, сопровождаемого эффективными реформами, Китай уже является стороной, способной вести диалог с позиции силы. Сразу оговоримся, что речь идет о мягкой, но гораздо более эффективной — экономической силе. Китай скупает страну за страной, вытесняя МВФ и западный капитал из Африки и Южной Америки. Россия в этих двусторонних отношениях превращается в сырьевой придаток, так как больше ничего не способна дать Поднебесной, а большего китайской стороне и не нужно. Все ранее скопированные технологии заимствованы у Запада, для развития ВПК достаточно было купить несколько экземпляров танка и истребителя, разобрать их на детали и продублировать. К слову, собственный НИОКР по темпам развития не отстает от ведущих стран, поэтому и копировать вскоре почти не придется — этот путь уже проходила Япония 30 лет назад. Сговорчивый сосед в лице России легко дает в аренду под разработки огромные территории Сибири, а углеводороды, с учетом инфраструктурных затрат, нужны будут только Китаю и на условиях, диктуемых отнюдь не продавцом.
Россия давно не рассматривается Китаем как старший брат или равный союзник, однако президент России вызывает неподдельное уважение. Его авторитет как непоколебимого лидера страны, противостоящей натиску Запада, постоянно подчеркивается в СМИ, однако и здесь надо смотреть чуть глубже. Китай понимает, что сейчас на пути к мировой гегемонии у США стоит относительно скромная, но гордая Россия, неспособная осилить очередную гонку вооружений без негативных социально-экономических последствий. Китайская сторона считает, что, как только Россия откажется от своих «имперских амбиций», вернувшись в положение просящего помощи, взор Запада обратится на Поднебесную, поэтому стоит максимально поддерживать Россию, параллельно извлекая из этого свою политическую выгоду.
Любые отношения — это, прежде всего, опыт, и если Россия не сделает никаких выводов из сотрудничества с Китаем, она обречена на длинной дистанции остаться за бортом мировой экономики.
Бизнес-журнал | сентябрь | #9 2018