Минэкономики предложило переложить основную часть перекрестного субсидирования в электроэнергетике с оптового энергорынка на бюджет уже с 2020 года. Это следует из проекта указа президента, размещенного 17 июля на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов, пишет «КоммерсантЪ».
НОВОСТИ ДНЯ
Крупные банки снизили ставки по ипотеке — СМИ
Проблема «перекрестки» в электроэнергетике — когда одни потребители платят больше, чтобы компенсировать более низкие тарифы других,— относится к разряду «вечных». Реформа отрасли предполагала ликвидацию «перекрестки», но сделать это не удалось.
Так, тарифы населения до сих пор гораздо ниже реальных трат энергетиков, за граждан платят мелкие и средние («прочие») и крупные потребители. Объем «перекрестки» также остается предметом споров. По оценкам Минэнерго, в 2012 году речь шла о 220 млрд руб., в 2017-м — 368 млрд руб., прогноз на 2022 год — 417 млрд рублей.
В ФАС перекрестное субсидирование в электросетевом комплексе оценивают в 220 млрд рублей.
Правительство в очередной раз вернулось к проблеме ликвидации «перекрестки» год назад. Минэкономики предлагало ввести соцнорму потребления, но вице-премьер Дмитрий Козак в феврале отказался от этого механизма. Правительство остановилось на отказе от льготного техприсоединения, введении дифференциации тарифов ФСК и оплате неиспользуемой сетевой мощности.
27 марта вице-премьер оценивал вклад этих мер в снижение «перекрестки» в 100 млрд рублей. Но в Минэкономики считают, что проблема перекрестного субсидирования в целом не может быть решена без вмешательства государства.
Общий объем субсидирования в министерстве оценивают в 402 млрд руб. в год — это 2,2% от расходов бюджета в 2019 году или, например, половина расходов на образование. «В реальности цифра вырастет до 450–500 млрд руб.»,— отмечает один из источников «Ъ», добавляя, что подход «подразумевает колоссальные региональные бюджетные риски»,— существенная часть «перекрестки» распределяется через региональные тарифы, и потребуются постоянные трансферты из бюджета в регионы.
Минэкономики как минимум предлагает переложить на бюджет поддержку конкретных энергопроектов, за которые сейчас платит оптовый рынок: снижение энерготарифов на Дальнем Востоке (около 32 млрд руб. в год), платежи за регионы, перешедшие со свободного энергорынка на тариф (до 20 млрд руб.), строительство новых ТЭС в Калининградской области (до 15 млрд руб.), строительство мусоросжигающих ТЭС и станций с большими экспериментальными российскими газовыми турбинами.