ПАНДЕМИЯ ВЕКА/КОРОНАТРЕНДЫ
Этот год авиаиндустрия не забудет никогда. Безусловно, он войдет в историю отрасли как беспрецедентно сложный, в чем-то даже трагический. Все участники рынка, да что там — весь мир, и мы, пассажиры, в том числе, «зависли в воздухе», «присели на крыло» — кто в буквальном, кто в переносном смысле. Впервые с того момента, как самолет однажды поднялся в воздух, случился авиаколлапс по всем направлениям. «Федеральный Бизнес-журнал» с помощью сервиса kupibilet.ru попробовал обобщить данные по отрасли, с тем чтобы понять глубину падения, состояние авиаперевозок на сегодняшний день и хотя бы самые ближайшие перспективы.
ВЕРНУЛИСЬ В НЕБО (по данным сервиса kupibilet.ru на10.06.2020)
АВИАКОМПАНИЯ
ТЕКУЩАЯ СИТУАЦИЯ С ПОЛЕТАМИ
ПОБЕДА
С 1 июня возобновила рейсы по России
Nordwind
С 1 июня восстановлен график полетов на летний сезон-2020, добавились новые рейсы на курорты Юга России из регионов. Основная часть полетов в этом направлении начнется с 15 июня.
LOT
С 1 июня возобновились внутренние перелеты внутри Польшы, с 15 июня планируется возобновление международных перелетов.
Turkish Airlines
С 01 июня возобновили перелеты внутри Турции. В планах возобновление международных рейсов с 10 июня.
AirAstana
Перелеты внутри Казахстана уже восстановлены, но их частота минимальна.
Международные рейсы полностью не восстановлены. Тем не менее есть график рейсов на июнь: Амстердам – Атырау – Амстердам, Франкфурт – Уральск – Франкфурт, Алматы – Амстердам (через Атырау), Нур-Султан – Франкфурт (через Уральск). С 8 июня запланированы рейсы Сеул – Алматы – Сеул (источник: график перелетов на официальном сайте а/к). По прибытию в Казахстан проводится тестирование на коронавирус, обязательным является 48-часовой карантин (это нужно учитывать при покупке билетов). Для поездки в Корею (Сеул) созданы особые условия (подробности на сайте а/к).
AirChina
С 12:00 1 июня до 12:00 1 июля 2020 г. авиакомпания Air China будет выполнять рейсы по 24 международным маршрутам в неделю, включая 19 маршрутов через Пекин, три маршрута через Шанхай и два маршрута через Чэнду.
Пассажиры, вылетающие рейсами из России, должны предоставлять справки о том, что они не заражены коронавирусом.
Singapore Airlines and SilkAir
Появилось расписание международных перелетов на июнь–июль в Аделаиду, Амстердам, Окленд, Барселону, Брисбен, Себу, Крайстчёрч, Копенгаген, Гонконг, Медан, Мельбурн и Осаку. Рейсов из/в Россию в расписании на сайте а/к пока нет.
AirSerbia
С конца мая авиакомпания возобновила некоторые рейсы по Европе и в США, количество рейсов еженедельно увеличивается. Графика полетов в Россию на сайте авиакомпании пока нет.
AirMoldova
Продлеваются ограничения на авиаперелеты до 30 июня 2020 года, с постепенным возобновлением с учетом эпидемиологической ситуации
Aegean Airlines
До 14 июня установлен запрет на полеты в/из Албании, Болгарии, Северной Македонии и Турции. Все международные перелеты до 15 июня осуществляются через аэропорт «Элефтериос Венизелос» (DAA). До 15 июня все международные пассажиры, прибывающие в Грецию, проходят тестирование по программе Национальной организации общественного здравоохранения и соблюдают карантин до получения результата. С 16 по 30 июня прилеты и вылеты будут осуществляться из аэропорта Салоников «Македония». До 30 июня все международные пассажиры, прибывающие в Грецию из страны, указанной в списке EASA, будут проходить тестирование и карантин. К 1 июля международные рейсы разрешены во все аэропорты Греции. После 1 июля будут проведены выборочные тесты для пассажиров из других стран. Рекомендовано изучать правила стран для въезда и выезда перед путешествием.
Lufthansa group
В настоящее время все рейсы авиакомпаний Lufthansa, SWISS и Eurowings на первые две недели июня (с 1 по 14 июня 2020 года) уже опубликованы в системах бронирования. Austrian Airlines продлил временную приостановку регулярных рейсов до 7 июня 2020 года и рассматривает возможность возобновления полетов в июне. Брюссельские авиалинии планируют возобновить полеты с ограничениями по маршрутам. 126 направлений открыли в июне:106 — из Вены, Брюсселя, Мюнхена, Франкфурта и Цюриха по Европе и 20 межконтинентальных.
Alitalia
В июне возобновляются рейсы по Европе, в том числе из Италии в Великобританию.
Czech Airlines
С мая возобновляются перелеты в/из Праги в Амстердам, Франкфурт, Париж (с 18.05), Стокгольм и Бухарест (с 25.05).
Qatar Airways
Авиакомпания постепенно возобновляет временно приостановленное сообщение. К концу июня стоит цель довести число рейсов в расписании до 80, включая 23 — по Европе, четыре — в Америку, 20 — на Ближний Восток и в Африку и 33 — в Азиатско-Тихоокеанский регион. Для российского рынка эти рейсы пока недоступны.
SAS
Постепенно возобновляет полеты по Европе и в США. График и направления полетов размещены на сайте.
Japan Airlines
Планируется возобновление внутренних перелетов с 14 июня 2020 года.
AirFrance/KLM
С июня начались полеты по Европе, а также межконтинентальные.
Brussels Airlines
С 15 июня планируется открытие границ Брюсселя. В течение лета рейсы будут добавляться.
EasyJet
С 15 июня начнутся полеты по Великобритании, Франции. Рейсы будут постепенно добавляться в зависимости от эпидемиологичской обстановки в странах.
AirBaltic
С 18 мая постепенно возобновляются прямые рейсы из Риги, Таллинна и Вильнюса, Осло, Франкфурта, Хельсинки, Мюнхена, Амстердама, Берлина, Гамбурга, Вены, Парижа, Дюссельдорфа (с 09.06.2020).
Emirates
С 21 мая восстанавливаются регулярные рейсы по девяти направлениям: Лондон (аэропорт «Хитроу»), Франкфурт, Париж, Милан, Мадрид, Чикаго, Торонто, Сидней и Мельбурн.
Ural Airlines
С 1 июня будут запущены прямые рейсы в Минеральные Воды из Москвы и Екатеринбурга (расписание на сайте а/к). Для пассажиров из восточных регионов России доступны стыковки из Хабаровска, Благовещенска, Читы, Иркутска, Барнаула, Омска, Томска и Новосибирска через Москву и Екатеринбурга в Минеральные Воды.
Аврора
Со 2 июня возобновлены рейсы Кавалерово – Хабаровск – Кавалерово. Данное направление является социально значимым и включено в список субсидируемых по Постановлению Правительства РФ №1242.
Finnair
С мая осуществляются рейсы по Европе. К июлю планируется возобновить около 30% рейсов.
AirEurope
В июне возобновляются вылеты:
Пальма-де-Мальорка – Ибица, Пальма-де-Мальорка – Менорка. С 22.06.2020 возобновляются рейсы по маршрутам Пальма-де-Мальорка – Мадрид, Пальма-де-Мальорка – Барселона, Пальма-де-Мальорка – Аликанте, Мадрид – Тенерифе, Мадрид – Лас-Пальмас. Остальные рейсы приостановлены до конца июня.
Самые популярные направления по России в мае 2020 года (указана средняя цена за билет в одну сторону, по данным сервиса kupibilet.ru на10.06.2020):
Ростов-на-Дону – Москва. Билет подорожал на 18% по сравнению с 2019 г. По сравнению с апрелем билет в мае подорожал на 16%.
Минводы – Петербург: стоимость билета по сравнению с прошлогодней упала на 37%, но по сравнению с апрелем 2020 г. в мае цена на него подросла на 3% .
Москва – Симферополь: цена в этом году выросла на 10% по сравнению с 2019 г., в мае билет подешевел относительно апреля на 1%.
Колебание цен на авиабилеты (по данным сервиса kupibilet.ru на10.06.2020)
Аэрофлот (общее снижение к лету с начала 2020 года на 35%)
Январь: падение цены на 12%
Февраль: падение цены на 17%
Март: падение цены на 18%
Апрель: падение цены на 6%
Май: падение цены на 23%
Уральские Авиалинии (общее снижение к лету с начала 2020 года на 7%)
Январь: падение цены на 22%
Февраль: падение цены на 8%
Март: падение цены на 24%
Апрель: падение цены на 20%
Май: падение цены на 6%
Победа (общее снижение к лету с начала 2020 года на 52%)
Январь: падение цены на 29%
Февраль: падение цены на 39%
Март: падение цены на 39%
Апрель: падение цены на 40%
Май: падение цены на 63%
S7 (общее снижение к лету с начала 2020 года на 36%)
Январь: рост цены на 19%
Февраль: падение цены на 7%
Март: падение цены на 19%
Апрель: рост цены на 17%
Май: падение цены на 11%
Другие авиакомпании (общее снижение к лету с начала 2020 года на 7%)
Январь: рост цены на 42%
Февраль:рост цены на 10%
Март: падение цены на 2%
Апрель: падение цены на 27%
Май: падение цены на 13%
В такой ситуации все отказываются делать прогнозы. Хорошо, что есть искусственный интеллект, на основе его данных мы можем строить версии и предположения. Но сегодня они целиком и полностью зависят от вируса, от того, насколько долго продлится его коронное шествие по миру, от того, насколько быстро мы научимся с этим жить, эффективно бороться. Мечта человека о небе сегодня не просто тяга к путешествиям, это еще и бизнес, и жизненная необходимость оказаться в определенном месте в нужное время. Мы привыкли к регулярным и быстрым передвижениям на большие расстояния, и совсем не готовы были от этого отказаться. Но наши переживания и недоумение ничто по сравнению с потерями авиаотрасли, у которой вирус отобрал слишком многое: доходы, работу, хорошие перспективы. Звучит слишком грустно. Хорошо, что искусственный интеллект агрегирует объективные данные— сухие цифры анализируем с Инной Пик, представителем сервиса kupibilet.ru.
Итак, по данным аналитической службы сервиса kupibilet.ru, по сравнению с уровнем продаж мая – июня 2019 в этом году показатели снизились на 65,8%: в мае падение составило 65,3%, за первые несколько дней июня — 40,3% относительно того же периода в прошлом году. Средняя стоимость билета в 2020 году выросла относительно данных за 2019 год в апреле на 2%. В начале мая, когда появилась первая информация о снятии карантинных мер, стоимость авиабилетов повысилась в среднем на 25%.
— Как в мае 2020 г. изменились цены на билеты на лето и осень—2020, на новогодние праздники относительно того же периода в 2019 году?
— Сейчас на новогодние праздники продаж почти нет. Правительства стран, губернаторы российских регионов до сих пор не дают четких ответов о сроках полного открытия границ, поэтому трудно что-либо прогнозировать и продавать билеты.
— Что вы знаете о планах авиакомпаний на ближайшие полгода?
— Сейчас в планах авиакомпаний на ближайшие полгода ВЫЖИТЬ. Мало кто из авиаиндустрии обладает информацией, как ситуация будет развиваться дальше.
— Все ли мировые авиакомпании пережили тотальный карантин, то есть все ли выжили?
— Да, пока живы все. По крайней мере, своим партнерам о банкротстве никто не сообщил. Важно учитывать, что с началом пандемии авиакомпании приостановили практически все свои косты, то есть приземлили флот, чтобы нести как можно меньше прямых расходов. Когда самолеты вновь полетят, расходы будут явно в разы больше, чем входящий финансовый поток. Нужно будет платить за обслуживание судов, рейсов и продолжать возвращать билеты, которые были аннулированы еще в начале весны. Авиакомпании, которым не будет оказана адекватная финансовая поддержка, рискуют обанкротиться.
— Все, с кем вы работали, предлагают полеты на лето и осень?
— На лето и осень билеты предлагают все авиакомпании без исключения. Даже те, у кого на несколько месяцев вперед все рейсы были отменены, даже они продают билеты на вторую половину 2020 года и далее. Идет обмен билетов на отмененные рейсы, их просто перенесли.
— Как изменилось количество рейсов?
— Количество международных и внутренних рейсов в начале пандемии упало всего на 4% относительно показателей того же периода в 2019 году. Тогда как показатели за апрель просели аж на 87%. К примеру, если в 2019 году группа компаний «Аэрофлот» совершила около 15 000 международных рейсов, то в 2020 году их осталось всего 287. Та же тенденция у «Аэрофлота» и на внутренних рейсах: в 2019 году их было более 20 000 в месяц, тогда как в апреле 2020 года зафиксировано чуть больше 4 000.
— Заметили ли вы следующие тенденции в работе авиакомпаний: сокращение/увеличение маршрутов, больше/меньше стыковочных рейсов, меньше прямых, отмена непопулярных маршрутов и т. д.?
— На цифры по сокращению количества рейсов во многом влияет клиентский спрос. С начала года мы увидели тенденцию к увеличению доли рейсов «в одну сторону»: январь — 68%, февраль — 67%, март — 76%, апрель — 92%, май — 82%. Это значит, что люди просто возвращаются домой. В эту статистику попали «репатриационные» рейсы по возвращению граждан на Родину. В рейсах «туда-обратно» наблюдается противоположная картина: январь — 32%, февраль — 32%, март — 24%, апрель — 8%, май — 18%. Данные свидетельствуют о том, что в начале весны путешественники испытали шок из-за резкого закрытия границ и отмены рейсов. Люди начали с осторожностью относиться к путешествиям и предпочитают брать билет в одну сторону, а уже на месте приобретать обратный. Еще не во всех регионах отменили карантин по прилету, и путешественники осознают риск не успеть на обратный рейс.
— Расскажите, как вы работали с возвратами, какую позицию в этом вопросе заняли авиакомпании?
— Что касается нас, то мы, конечно, сосредоточили все свои усилия на улучшении сервиса. Ситуация была крайне нервная, люди были в растерянности, авиакомпании тоже не сразу сориентировались, входящий поток вопросов, жалоб и требований был огромным. С момента закрытия границ очередь из стандартных тысячи обращений в сутки выросла до сорока тысяч «срочных», горящих, требующих безотлагательного внимания клиентов. За март через форму на нашем сайте, письма и звонки на горячую линию было создано 110 319 заявок. В апреле этот показатель существенно снизился — было создано 38 814 новых заявок. Нам пришлось внедрять дополнительные технологии, чтобы успевать обрабатывать заявки, уменьшить время ожидания. Мы как агенты передаем клиентам ту информацию, которую нам дают авиакомпании. В большинстве случаев клиентам предлагают вернуть билеты на отмененные рейсы до конца текущего года.
— Какие самые частые жалобы/просьбы от клиентов поступали в вашу клиентскую службу?
— На первом этапе карантина, в марте, больше всего обращались те, кто летел за границу. Основной запрос был на возврат или обмен билетов на более поздний период. В конце марта прибавились запросы от жителей Средней Азии, которые по разным причинам не отследили статус рейса до выезда в аэропорт. Был также период, когда авиакомпании не оперативно рассматривали запросы на возвраты. Пассажиры волновались и начали создавать повторные заявки, отправлять просьбы об ускорении их рассмотрения, создавались очереди. Многие были недовольны тем, что деньги не возвращают моментально, по первому требованию. Клиентам не хватало понимания того, что ситуация патовая, и авиакомпании просто не знают, как действовать. К маю, когда авиакомпании ввели систему ваучеров, была разработана программа автоматической отправки сообщений о том, что пассажиры могут обратиться с запросом в авиакомпанию напрямую. Тогда и нам стало легче.
— Какие меры предлагали авиакомпании, чтобы облегчить жизнь клиентам?
— Из тех авиакомпаний, чьи билеты мы продавали, менее десяти продолжают возвращать деньги через системы бронирования. Примерно столько же авиакомпаний разрешают делать запрос на возврат и обещают вернуть деньги, как только возобновятся полеты. Остальные предлагают исключительно обмен билета или ваучер.
— Какова статистика: сколько билетов вернули, а сколько обменяли на ваучеры?
— В апреле началась основная работа по учету обмена билетов на ваучеры. Если ориентироваться на данные только за период апрель – май и начало июня, то примерно треть билетов была заменена на ваучеры, а две трети оформлены как возврат.
— По вашим ощущениям, отрасль оживает, или большинство авиаперевозчиков все еще занимают выжидательную позицию?
— На начало июня Росавиация и авиакомпании еще не предоставили официальные данные по количеству рейсов за апрель и май. Если анализировать конкретно наши продажи, то наблюдается медленное, постепенное восстановление. Показатели мая и начала июня значительно лучше апреля. Летом будет стабильная тенденция к улучшению, но сокращение частоты рейсов по определенным направлениям есть и останется. По данным Аэрофлота, снижена частота рейсов на черноморские курорты, при этом другие авиакомпании их активно восстанавливают. Авиакомпании исходят из двух переменных: административные ограничения (полные запреты на рейсы, карантин для прибывающих в регион), действующие в разных регионах России и странах мира, а также спрос клиентов на конкретные направления. На основе этих данных авиакомпании принимают решения.
— Как изменилась психология покупки билета?
— В период с начала марта по конец апреля, когда все перелеты были остановлены, пользователи показывали минимальный покупательский интерес. Судя по падению конверсии, визитов на сайт было много, а покупок мало. При бронировании и оформлении покупки времени до окончательного принятия решения тратилось больше на 25–30%. С середины мая мы наблюдаем сокращение времени принятия решения на 14% и рост конверсии по сравнению с апрелем. Конечно, у покупателей еще нет такой же решимости, как до пандемии, но видно, что пользователи стали смелее в покупке билетов. Конверсия еще не восстановилась до значений начала года, но выросла примерно в полтора раза по сравнению с показателями апреля. Посетителей сайта в июне стало значительно больше, чем в апреле, увеличилась доля посетителей, которые не просто изучают информацию, а приобретают билеты.
— Каковы ваши прогнозы на ближайшие месяцы?
— К сожалению, даже на основании аналитических данных и активности покупателей нельзя делать однозначных прогнозов. Как показала весенняя ситуация, когда абсолютно все рейсы были остановлены, на возможность летать в сегодняшних реалиях влияют не только спрос и предложение. Можно делать гипотетические умозаключения о том, что люди устали сидеть дома, что бизнесу пришло время восстанавливаться. Но все это будет лишь выражением надежды на скорое открытие границ.